Экономические основы производства
Для оценки рентабельности производства тех или иных товаров учитывать нужно не конечную цену продукта, а чистую прибыль с продажи каждого предмета, т.е. за вычетом сырья и запчастей, необходимых для его изготовления.
Чистая прибыль с продажи одной единицы товара - это по сути прибавочная стоимость, которую персонажи формируют своим трудом. Она указывается как в абсолютных величинах (в виде конкретной цифры), так и в относительных (проценты). Первая цифра дает возможность понять сколько в принципе можно заработать с продажи того или иного произведенного предмета. Вторая цифра (проценты) поможет определиться с приоритетами, т.к. она отражает соотношение вложенных средств и полученной прибыли. Проще говоря, чем больше прирост в процентах, тем выгоднее производство тех или иных предметов.
Если в нашей команде есть персонаж с соответствующей специализацией, то он может дополнительно экономить ресурсы при изготовлении некоторых товаров, что поднимет чистую прибыль (цифры после символа I).
Инструменты
Лом – 1,0 (10%) | 3,0 (37%). Как видим, особо заработать на продаже ломов не получится, но самое главное, что для изготовления лома нужны только компоненты, а они и так вечно в дефиците. Даже наличие Мэйрина в команде ситуацию особо не поменяет.
Отмычка – 0,5 (9%). Бесполезное производство, зря только потратите компоненты и запчасти (шестерёнки). Первых и особенно вторых страшно не хватает в первые недели игры, поэтому разумнее всего просто покупать готовые отмычки у Франко. К сожалению, Мэйрин в случае с отмычками ничего сэкономить не поможет.
Лопата – 1,5 (12%) | 2,5 (21%). По сравнению с ломом, производство лопаты чуть более выгодно, но опять же, для изготовления лопат нужны не только доски, но и компоненты. Забавно, но Мэйрин меняет ситуацию на противоположную, делая лопату менее выгодной для производства, нежели лом.
Ножовка – 3,0 (67%). Внезапно ножовка показывает отличный результат! Мэйрин никак не способен повлиять на ее стоимость, но экономить тут особо и нечего, т.к. для изготовления ножовки требуется всего два компонента и одна оружейная деталь.
Топор – 4,0 (20%) | 8,0 (50%). Доски найти не проблема, так что удерживать вас от массового изготовления топоров будет только нехватка оружейных запчастей.
Оружие
Нож – 1,5 (10%) | 2,5 (17%). Примерно та же ситуация, что и с лопатой, т.е. разумнее потратить ресурсы на изготовление других предметов даже при наличии Мэйрина в команде.
Пистолет – 1,5 (8%) | 4,0 (23%). Удивительно, но ремонтировать пистолеты на продажу практически бесполезно. Можно восстановить поврежденный пистолет для личных целей, но вот все другие обломки пистолетов лучше сразу продавать без всякого ремонта, а оружейные запчасти пустить на изготовление ножовок и топоров.
Дробовик – 2,0 (8%) | 4,5 (20%). Без комментариев. Та же ситуация, что и с пистолетом.
Штурмовая винтовка – 4,5 (14%) | 7,0 (23%). Единственный вид огнестрельного оружия, который в плане чистой прибыли может конкурировать с топором, однако для ремонта штурмовых винтовок требуется универсальный слесарный верстак, заиметь который не всегда получается даже к концу первого месяца игры. Да и сама по себе штурмовая винтовка в поврежденном виде встречается редко.
Патрон – 0,5 (17%). Та же ситуация, что и с отмычками, т.е. проще покупать готовые патроны у Франко, даже Мэйрин никак тут не поможет. А если вспомнить, что для изготовления патронов в домашних условиях нужен универсальный слесарный верстак, то всё становится совсем грустно.
Каска – 2,5 (13%) | 3,5 (18%). Не совсем оружие, поэтому для ремонта каски не нужны оружейные запчасти. Но зато нужны обычные запчасти (шестерёнки), поэтому первые несколько недель массово чинить каски едва ли получится, да и найти их можно не везде. Так что если вам нужны деньги, то смело продавайте поврежденные каски прямо так.
Бронежилет – 5,5 (14%) | 9,0 (32%). В отличие от каски, восстановление бронежилетов действительно является прибыльным делом, особенно учитывая тот факт, что для этого не нужны оружейные запчасти. Но зато нужен универсальный слесарный верстак. И, собственно, сам поврежденный бронежилет. Увы, но встречается он не чаще поврежденной штурмовой винтовки, так что ремонт бронежилетов точно не станет вашим основным источником дохода.
Алкоголь
Самогон – 2,0 (17%) | 4,5 (50%). Изготовление самогона часто практикуется на ранних этапах игры, но по сути это не слишком-то и выгодно. Кроме того, воды на самогон требуется очень много, а с ней всегда напряженка в первые недели. Только лишь наличие в команде Бруно или Ливии делает самогон привлекательнее ножовок и сигарет.
Чистый спирт – 3,0 (15%) | 4,5 (24%). Перегонять самогон в чистый спирт можно, но особой прибыли вам это не принесет. Бруно или Ливия могут сделать этот процесс более выгодным, но к тому времени, когда появляется возможность получать чистый спирт, всё это обычно становится уже неактуальным.
Примечание: из одной бутылки самогона получается две бутылки спирта. Чистая прибыль указана исходя из предположения, что игрок продаст обе этих бутылки. Чтобы узнать чистую прибыль с продажи одной бутылки спирта, разделите цифры на два.
Еда
В этой категории будет только один товар - овощи. Однако подсчет стоимости овощей при самостоятельном их выращивании более сложен, чем у инструментов и оружия.
Итак, для выращивания овощей нужны удобрения (2 шт.) и чистая вода (20 шт.). Удобрения можно делать из:
- Сырая еда - 9,0
- Овощи - 9,0
- Консервы - 15,0
Поскольку сырая еда и овощи имеют одинаковую стоимость, можно балансировать между этими двумя значениями, делая удобрения из того, чего больше. Делать удобрения из консервов вряд ли кто-то будет, хотя в стратегическом плане это оправдано, поскольку двумя банками консервов можно накормить только двух человек, а вот восемь овощей вкупе с восемью единицами сырой еды позволят изготовить аж шестнадцать порций. Тем не менее, предположим, что мы все же решили поберечь консервы и все удобрения сделаем из сырой еды или овощей. Теперь можно подсчитать стоимость всего сырья при самостоятельном выращивании овощей:
- Чистая вода: 20 х 1,0 = 20,0
- Удобрения из сырой еды или овощей: 2 х 9,0 = 18,0
Итого 38,0 единиц стоимости. Себестоимость каждого овоща в этом случае составит 4,75. С учетом продажной цены 9,0 за овощ, чистая прибыль составит 4,25 (89%). Как видим, цифры довольно приятные, особенно если вспомнить, что всё это можно смело умножать на восемь, т.к. более мелкие партии овощей никто обычно не выращивает. Итого за восемь выращенных овощей мы получим внушительные 4,25 х 8 = 34,0 единиц чистой прибыли!
Кроме того, выше приведена цена за первую партию удобрений, т.е. за удобрения, сделанные из купленной сырой еды или купленных овощей. Но дальше можно уже будет делать удобрения только из тех овощей, которые выросли под нашим чутким присмотром. В этом случае себестоимость удобрений будет падать с каждой следующей партией выращенных овощей: 9,0 → 4,75 → 3,9 → 3,48 → 3,37...
Жажда денег подсказывает, что надо превратить наше убежище в сад-огород и продавать только овощи, но есть и подводные камни у данного способа:
- Нужна вода. Много воды. В продаже ее столько не встречается, да и на локациях ее маловато. Конечно, можно самостоятельно нафильтровать воду, но для водных фильтров нужны компоненты, которых и так вечно не хватает.
- Водные фильтры нужно часто менять. Один коллектор для сбора дождевой воды получится использовать максимум три раза в день, причем на установку последнего фильтра останется не более полутора-двух часов игрового времени, т.е. надо постоянно следить за временем или ставить второй коллектор.
- Необходимо постоянно восполнять запас фильтров. Конечно, можно сразу наклепать их про запас штук двадцать-тридцать, но тогда они повиснут мертвым грузом на вашем домашнем складе. И разобрать их обратно на компоненты не получится, когда понадобится срочно что-то сделать (а вам понадобится!).
- Овощи растут долго, целых 72 часа (трое суток). Никакой возможности ускорить этот процесс нет, в то время как производство тех же инструментов легко масштабируется и зависит от наличия оружейных запчастей, а не от времени.
- Большое количество промежуточных шагов: купить или принести компоненты → сделать фильтры → поставить фильтры (до 5 раз подряд) → сделать удобрения → посадить овощи → подождать три дня → собрать урожай.
В совокупности все эти факторы делают выращивание овощей занятием весьма муторным, поэтому использовать овощи лучше чисто для еды, а не для заработка. И только если по радио объявят дефицит, тогда можно будет продать свои запасы овощей, перейдя временно на консервы.
Примечание: наличие в команде Ирины из дополнения The Little Ones позволит вдвое снизить количество воды, необходимой для выращивания овощей, но тогда придется терпеть присутствие ребенка в убежище.
Медикаменты
Вам понравилось выращивать овощи? Надеюсь что да, потому что в основе любых медикаментов лежит трава, а с ней возни еще больше, чем с овощами. И поскольку заморачиваться ради небольшой партии травы смысла нет, будем исходить из того, что мы хотим получить максимальный урожай в 20 единиц травы. По ресурсам это:
- Чистая вода: 32 х 1,0 = 32,0
- Удобрения из сырой еды или овощей: 4 х 9,0 = 36,0
Опять-таки, будем рассматривать получение удобрений только из сырой еда или овощей, а не консервов. Себестоимость 20 единиц травы в этом случае составит 68,0 или 3,4 за одну веточку. Это заведомо выше цены травы у Франко, у которого она стоит по 2,0 за веточку. Как видим, выращивание травы в домашних условиях нерентабельно, лучше покупать ее в готовом виде.
Безусловно, использование удобрений из самостоятельно выращенных овощей постепенно снизит себестоимость каждой веточки травы до более приемлемой (3,4 → 2,55 → 2,38 → 2,30 → 2,27...), но, учитывая количество необходимых телодвижений, которые надо будет совершать для этого (в первую очередь сбор воды), желание заниматься подобным отпадет достаточно быстро, поэтому цена за медикаменты будет основываться только на цене покупной травы (когда в команде есть Ирина, то за счет экономии на воде стоимость травы падает до приемлемой более быстро, но здесь этот вариант не рассматривается).
Также для изготовления медикаментов требуется чистый спирт, но получить его можно только с помощью дистиллятора, а этот аппарат обычно собирается одним из последних, так что первые несколько недель придется обходиться только покупным или найденным спиртом. Ну и конечно же очень важно кто именно выполняет работу в целом - обычный персонаж или специалист (Бруно, Ливия, фармацевт).
В совокупности получается множество различных вариантов, при которых итоговая прибыль с продажи медикаментов будет различаться в зависимости от того, каким образом был получен чистый спирт и кто делал медикаменты.
Лекарства из трав
- Чистый спирт: 11,5 (приобретен у торговца)
- Чистый спирт: 10,0 (сделан обычным персонажем)
- Чистый спирт: 9,25 (Бруно, Ливия)
- Трава: 4 х 2,0 = 8,0 (любой персонаж)
- Трава: 3 х 2,0 = 6,0 (фармацевт)
С учетом продажной цены лекарств из трав (21,0), чистая прибыль составит от 1,5 (8%) до 5,75 (38%).
Бинты
- Чистый спирт: 11,5 (приобретен у торговца)
- Чистый спирт: 10,0 (сделан обычным персонажем)
- Чистый спирт: 9,25 (Бруно, Ливия)
- Компоненты: 5 х 1,0 = 5,0 (любой персонаж)
- Компоненты: 4 х 1,0 = 4,0 (фармацевт)
- Трава: 4 х 2,0 = 8,0 (любой персонаж)
- Трава: 3 х 2,0 = 6,0 (фармацевт)
С учетом продажной цены бинтов (27,5), чистая прибыль составит от 3,0 (12%) до 8,25 (43%).
Медикаменты
- Лекарственные ингредиенты: 2 х 7,5 = 15,0 (любой персонаж)
- Лекарственные ингредиенты: 1 х 7,5 = 7,5 (Бруно, Ливия, фармацевт)
- Трава: 4 х 2,0 = 8,0 (любой персонаж)
- Трава: 2 х 2,0 = 4,0 (Бруно, Ливия, фармацевт)
С учетом продажной цены медикаментов (32,0), чистая прибыль составит от 9,0 (39%) до 20,5 (178%).
Сигареты
Для самокруток используется табак-самосад, который можно получить из травы. Следовательно, для самокруток применяется тот же метод расчета, что и для лекарств, т.е. предполагается, что табак-самосад был получен из купленной травы.
Самокрутка – 0,25 (1 шт.) \ 1,0 (4 шт.) \ 33% | 0,5 (1 шт.) \ 3,0 (6 шт.) \ 100%. Очень низкая чистая прибыль. С учетом того, что даже на простые самокрутки придется переводить вечно дефицитные компоненты и траву, лучше вообще отказаться от их производства. Для персонажей с вредными привычками проще покупать готовые самокрутки у Франко, чем самостоятельно возиться с такой мелочью. Однако если в вашей команде есть Хенрик из дополнения The Little Ones , то всё становится не так грустно, но опять же, придется терпеть наличие ребенка в убежище.
Сигарета – 0,5 (1 шт.) \ 2,0 (4 шт.) \ 33% | 1,0 (1 шт.) \ 6,0 (6 шт.) \ 100%. Производство сигарет может оказаться отличным подспорьем на начальном этапе игры, поскольку много травы раздобыть трудно, а вот табак часто попадается в продаже у торговцев, что дает возможность сразу приступить к масштабному изготовлению сигарет, благо микстурный стол не требует большого количества ресурсов и может быть собран в первые же дни, а наличие в команде Хенрика делает производство сигарет еще более интересным делом.
Качественная самокрутка – 1,0 (1 шт.) \ 4,0 (4 шт.) \ 50% | 1,67 (1 шт.) \ 10,0 (6 шт.) \ 125%. Требует для производства улучшенный микстурный стол и табак-самосад, поэтому массовое производство качественных самокруток становится доступным только ближе к среднему этапу игры. Хенрик в этом случае показывает свою максимальную эффективность.
Электроприборы
В эту категорию попадают терморегулятор, миксер и ультрафиолетовая лампа, однако массово изготавливать всё это добро невозможно по причине дефицита электродеталей. Тем не менее, каждый изготовленный прибор обеспечит 4,0 единиц чистой прибыли (20%). Если же в команде есть ИТ-специалист, то он будет удваивать количество производимых электроприборов, что обеспечит целых 14,0 единиц чистой прибыли для каждого устройства (140%).
Послесловие
Наличие тех или иных персонажей в команде, а также их вредные привычки определяют общий вектор экономического развития вашей группы. Например, если у вас под управлением оказались преимущественно курильщики, то нет смысла делать упор на массовое производство сигарет, лучше сосредоточиться на изготовлении тех же инструментов или самогона. И наоборот, если курильщиков нет, то можно вложиться в микстурный стол и овощные грядки, чтобы как можно быстрее начать штамповать сигареты, а затем и качественные самокрутки.
Ночные вылазки с целью выторговать нужное сырьё и запчасти (сахар, табак, оружейные детали и т.п.) в перспективе могут оказаться выгодным мероприятием даже с учетом того, что все торговцы имеют дополнительную наценку на свои товары (по сравнению с Франко). Конкретные рекомендации в этом плане дать невозможно, однако каждый игрок может составить для себя эффективные торговые маршруты с учетом доступных локаций и персонажей.
В зимнее время года могут вдвое подорожать компоненты или доски с топливом (определяется случайным образом), что во многих случаях сделает убыточным производство ряда вещей. Также зимой фактически увеличивается цена воды, поскольку при растопке снега тратится не только фильтр, но и топливо, поэтому заниматься производством в холодные времена года хоть и возможно, но только при условии, что используемое вами сырьё не делает это самое производство убыточным.
Комментарии
Добавить комментарий